Вступая в Орден рыцари одновременно становились монахами,
т.е. принимали монашеские обеты послушания (покорности), бедности и
безбрачия. Устав тамплиеров, как утверждается, был разработан самим св.Бернаром
и утвержден на церковном Соборе во французском городе Труа Римским
папой Евгением III в 1128 году. Основой Устава храмовников послужил устав
монашеского Ордена цистерианцев (не военно-монашеского, а просто
католического монашеского), самого строгого и жесткого устава.
Рыцарь, вступая в Орден тамплиеров отрекался не только от
всей мирской жизни, но и от родственников. Его пищей должны были служить
лишь хлеб и вода. Возбранялись мясо, молоко, овощи, фрукты, вино. Одежда
лишь самая простая. Если после смерти рыцаря-монаха в его вещах
обнаруживались золотые или серебряные изделия, или деньги, то он терял
право на похороны на освященной земле (кладбище), а если это
обнаруживалось уже после похорон, то тело надлежало извлечь из могилы и
бросить на съедение псам.
На деле оказалось, что эти требования для публики.
Тамплиеры прославились самыми жадными относительно военной добычи,
чувственных развлечений и винопития, не стесняясь убивать и грабить кого
угодно, включая и единоверцев. Это хорошо описано в романе В.Скотта
"Айвенго". Хоть это и художественное произведение, но
исторические хроники подтверждают этот стиль поведения храмовников в
Англии.
Члены Ордена тамплиеров делились на три сословия:
-рыцари;
-священики
-сержанты (служители, пажи, оруженосцы, прислуга, солдаты, охранники и
т.п.).
В отличие от, скажем Тевтонского Ордена, монашеские обеты
у тамплеров принимали все сословия и все строгости Устава относились ко
всем членам Ордена.
Отличительными знаками Ордена тамплиеров были белый
плащ-мантия для рыцарей и коричневый для сержантов с алым восьмиконечным
крестом (известен еще как "мальтийский крест"), боевым
выкриком: "Босеан", флагом (штандартом) черно-белое полотнище с
девизом "Non nobis Domine" ( это начальные слова 9 стиха
псалома 113 "Non nobis Domine, non nobis, sed nomini tuo da
gloriam... - не нам, Господи, не нам, но имени твоему дай славу...);
гербом Ордена стало изображение двух рыцарей, едущих на одном коне (символ
бедности тамплиеров).
По некоторым источникам у сержантов изображение креста было неполным и он
имел вид буквы "Т".
От автора. Не стоит
полагать, что белый плащ с красным крестом был чем-то вроде
униформы тамплиеров и они все дружно одевались одинаково, как современные
офицеры или солдаты. Покрой, фасон, размеры и местоположение креста - все
это определялось самим рыцарем. Вполне достаточно было иметь плащ белым
вообще и иметь на одежде красный восьмиконечный крест. Вообще, у
крестоносцев (не только тамплиеров) было принято носить крест на груди,
отправляясь в крестовый поход, и на спине при возвращении из похода.
Рыцарями Ордена могли стать только французы (позднее и
англичане) благородного происхождения. Только они могли занимать высшие
руководящие должности (великий магистр, магистры владений, капитульеры,
каштеляны, драпиеры и т.п.). Впрочем, относительно национальности
соблюдалось это не слишком строго. Среди рыцарей встречаются и итальянцы,
испанцы, фламандцы.
Сержантами Ордена могли стать как богатые горожане (
занимали должности оруженосцев. счетоводов, управителей, кладовщиков,
пажей и т.п.), так и простые люди ( охранники, солдаты.
прислуга).
Священиками Ордена могли стать священики католической
церкви, однако, вступая в Орден, такой священик становился членом Ордена
и подчинялся только магистру Ордена и его высшим сановникам. Епископы
католической церкви и даже сам Папа теряли над ними власть. Священики
выполняли духовные обязанности в Ордене, хотя и рыцари Ордена были
наделены правами духовников. Любой член Ордена мог отправлять свои
религиозные обязанности только перед орденскими священиками
(исповедь,причастие и т.п.).
На Главную
|