Привлечение столь видной личности к разработке основополагающего
орденского документа было не случайным: с одной стороны, Бернар был ярым
сторонником бескомпромиссной вооруженной борьбы с противниками католической
церкви, с другой, — приходился племянником одному из основателей ордена —
Андре де Монбару.
Устав первоначально состоял из 72 статей на латинском языке. В
середине XII в. он претерпел некоторые изменения, прежде всего, в
тех разделах, которые касались вопросов структуры Ордена. Тогда же
«Устав», или «Свод», перевели на французский язык.
На момент составления «Свода» наибольшей суровостью отличались правила
ордена цистерианцев, к которому принадлежал и сам св. Бернар: их он взял
за основу, создавая устав монахов-воинов. Вступавший в Орден давал три
обета: послушания, бедности и целомудрия. Тамплиер был обязан
беспрекословно и в любое время выполнять приказы вышестоящих чинов.
Безусловно запрещалось отступление в бою без приказа командира.
Если после смерти у орденского рыцаря находили золото или деньги, то тело
полагалось хоронить за оградой кладбища, а умершего — считать
отступником. Всякое прикосновение к женщине, общение с ней объявлялось
преступным, «ибо, как известно, враг рода человеческого многих сбил с
пути истинного с помощью женщин». Осуждалось даже сыновнее желание
поцеловать мать.
Исключение составляла только та, на изображение которой с умилением и
неземной любовью мог беспрепятственно взирать каждый тамплиер. Любовь к
ней и вера в ее благосклонность должны воодушевлять храмовников в минуты
смертельной опасности. Этой женщиной была Дева Мария. К сожалению, рамки
материала не позволяют нам подробно остановиться на вопросе, почему в
столь изолированном от женщин сообществе был развит культ Богоматери
(женщины, прежде всего). Это — тема для отдельного исследования. Отметим
лишь, что последняя редакция «Устава» содержит трогательную фразу:
«...утренние часы Богоматери должны в Доме (ордене) читаться первыми …
поскольку Матерь Божья положила начало нашему ордену, и в ней и в Ее
чести, если Богу угодно, пребудет конец наших жизней и конец нашего
ордена, когда Богу будет угодно, чтобы таковой конец настал».
Окончательно структура Ордена оформилась при шестом Магистре Бертране де
Бланфоре (1156—1159). В ней первоначально присутствовали четыре высших
должностных лица: Великий магистр, Великий сенешаль, Смотритель одежд и
Великий маршал. Великий магистр являлся главой Ордена, обладая огромной
властью, несколько ограниченной совещательным органом — Генеральным
капитулом. Именно этот верховный совет Ордена избирал магистра, который,
как правило, занимал пост пожизненно. Глава Ордена имел свиту, состоявшую
из двух доверенных рыцарей, оруженосца, писца и капеллана. Всегда
сопровождали его два мальчика-посыльных, пять боевых коней были наготове.
На Главную
|